Роль шахмат во всестороннем развитии личности детей младшего школьного возраста

Большую роль во всестороннем  развитии личности младших школьников играют шахматы. Они способствуют интеллектуальному, нравственному, творческому и социальному развитию обучающихся.

В ходе занятий шахматами развиваются такие умения как:

  • умение анализировать, планировать, оценивать позицию, сравнивать.

Данные умения развиваются посредством решения шахматных задач, таких как: поставить мат одинокому королю, найти лучшее продолжение партии, мат в 2-3 хода, применение тактических приёмов в решении задач и их сочетание;

  • стратегическое мышление (умение предвидеть конечную картину идеи/ позиции/жизни/бизнеса/дела  и двигаться в нужном направлении);
  • логическое мышление (выстраивать логические цепочки) развивается путём решения шахматных задач и самой игры;
  • умение просчитывать всевозможные варианты и выбрать самый оптимальный;
  • умение принимать решения и ответственность за их последствия;
  • умение ставить цель и достигать поставленной цели посредством разбивания её на подцели и задачи.

Во время игры, в соревнованиях, и не только, ребенок ставит перед собой цель выиграть. Для этого  он вспоминает  этапы игры и правила действия  на каждом этапе, реализует атаку при этом, не забывая о защите собственных фигур и короля,  применяет тактические приёмы, сочетает их между собой;

  • умение концентрировать внимание;
  • умение взаимодействовать с ровесниками, работать в команде;
  • умение отстаивать свою точку зрения, приводя правильные аргументы.

Например, при разборе шахматных партий на занятии, у ребенка развивается речь, он учится чётко излагать свои мысли, пояснять педагогу и другим детям как он пришёл к конкретному решению, в его обиходе появляются совершенно новые термины, что, несомненно, повышает речевую культуру обучающегося.

  • умение контролировать и распределять своё время.

В шахматах все партии играются с ограниченным контролем времени. Шахматист не может долго думать над одним ходом, так как потом не остаётся времени на остальные ходы. Это приучает ценить каждую минуту и расходовать время продуктивно, а главное правильно распределять его на всю игру.

Таким образом, систематические и правильно организованные занятия по шахматам положительно влияют на развитие детей младшего школьного возраста. При игре в шахматы у ребёнка формируются лидерские качества, стремления к успеху, появляется ответственность за принятые решения. Ребенок начинает считать ответственным за свою деятельность только самого себя, не перекладывая её на кого-то другого.

Гасымова Натига Назим кызы,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска

Обсуждение закрыто.