Большую роль во всестороннем развитии личности младших школьников играют шахматы. Они способствуют интеллектуальному, нравственному, творческому и социальному развитию обучающихся.
В ходе занятий шахматами развиваются такие умения как:
- умение анализировать, планировать, оценивать позицию, сравнивать.
Данные умения развиваются посредством решения шахматных задач, таких как: поставить мат одинокому королю, найти лучшее продолжение партии, мат в 2-3 хода, применение тактических приёмов в решении задач и их сочетание;
- стратегическое мышление (умение предвидеть конечную картину идеи/ позиции/жизни/бизнеса/дела и двигаться в нужном направлении);
- логическое мышление (выстраивать логические цепочки) развивается путём решения шахматных задач и самой игры;
- умение просчитывать всевозможные варианты и выбрать самый оптимальный;
- умение принимать решения и ответственность за их последствия;
- умение ставить цель и достигать поставленной цели посредством разбивания её на подцели и задачи.
Во время игры, в соревнованиях, и не только, ребенок ставит перед собой цель выиграть. Для этого он вспоминает этапы игры и правила действия на каждом этапе, реализует атаку при этом, не забывая о защите собственных фигур и короля, применяет тактические приёмы, сочетает их между собой;
- умение концентрировать внимание;
- умение взаимодействовать с ровесниками, работать в команде;
- умение отстаивать свою точку зрения, приводя правильные аргументы.
Например, при разборе шахматных партий на занятии, у ребенка развивается речь, он учится чётко излагать свои мысли, пояснять педагогу и другим детям как он пришёл к конкретному решению, в его обиходе появляются совершенно новые термины, что, несомненно, повышает речевую культуру обучающегося.
- умение контролировать и распределять своё время.
В шахматах все партии играются с ограниченным контролем времени. Шахматист не может долго думать над одним ходом, так как потом не остаётся времени на остальные ходы. Это приучает ценить каждую минуту и расходовать время продуктивно, а главное правильно распределять его на всю игру.
Таким образом, систематические и правильно организованные занятия по шахматам положительно влияют на развитие детей младшего школьного возраста. При игре в шахматы у ребёнка формируются лидерские качества, стремления к успеху, появляется ответственность за принятые решения. Ребенок начинает считать ответственным за свою деятельность только самого себя, не перекладывая её на кого-то другого.